© Храмов Сергей Юрьевич
Чувашская республика, г.Чебоксары
chramov1@rambler.ru

 

26 апреля 2014 года издана первая часть книги -

"Давайте поиграем в нарды!".

 26 января 2017 года издана

вторая часть:

"Давайте поиграем в нарды! Интеллектуальные игры для всех".

14 мая 2020 года издана третья часть:

"Давайте поиграем в нарды! Французский триктрак".

 

 9 июля 2018 года вышла книга

"Давайте поиграем в домино! (первая энциклопедия в мире по домино)".

 

29 апреля 2022 года издана книга "Давайте поиграем! Разные игры: тестовые, психологические, в камушки и на МК-61!" (352 страницы формата А5).

Стоимость книги 3000 рублей. Пересылка по России - 300, за пределы России - 1000.

С содержанием можно ознакомиться на  сайте "Давайте поиграем! Разные игры":

https://chramov1.wixsite.com/rasnie-igri

 

24 ноября 2023 года издана книга "Давайте поиграем в карты! Часть 1. "Подкидной дурак": история, стратегия победы, разновидности (первая энциклопедия в мире по "Подкидному дураку"). Лучшие фокусы и пасьянсы". (460 страницы формата А5).

Стоимость книги 3500 рублей. Пересылка по России - 300, за пределы России - 1000.

 

Полностью готовы (на 100%) книги:

1) "Давайте поиграем в карты! Лучшие семейные карточные игры" (200 страниц формата А5).

2) "Давайте поиграем в кости! Просто и увлекательно" (360 страниц формата А5).

 Если все сложится удачно, то одна из этих книг тоже будет издана в 2022 году.

Сами книги относятся к проекту по изданию серии книг по интеллектуальным играм.

Всего в серии восемь книг:

1. «Давайте поиграем в карты: игры для любой компании!».
2. «Давайте поиграем на доске: придется подумать!».
3. «Давайте поиграем в домино!».
4. «Давайте поиграем в кости: просто и увлекательно!».
5. «Давайте поиграем: бумага и ручки».
6. «Давайте поиграем в слова: легко и весело!».
7. «Давайте поиграем в нарды!».
8. «Давайте поиграем: игры для семьи».

 

В планах сейчас:

- издание "Давайте погираем в кости!".

 

  Если кто-то готов материально помочь в издании, буду благодарен (про помощь будет обязательно сказано в главе "Благодарность").

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г.Чебоксары,
Chramov1@rambler.ru.
 

Пачизи - отрывок из книги "Давайте поиграем в нарды!" (2014)

 

     Это фантастические «Короткие нарды» для четверых участников. Игра существует во множестве видов – автор выбрал, на его взгляд, самый интересный. «Пачизи» сочетает в себе «несовместимое» – азарт, случай, логику. Прекрасно подходит в семейном кругу. По своей интеллектуальной сложности игра не столь проста и случайна, как может показаться на первый взгляд – новички, как правило, имеют мало шансов выиграть у опытных игроков. Пожалуй, главный недостаток этой игры – изготовление специальной доски.

      Количество участников – от 2 до 4. Чем больше участников, тем игра интереснее, азартнее и менее случайна. Участников условно называют по цвету: «зеленый», «синий», «красный» и «фиолетовый».

      Для игры необходимо две кости и по четыре шашки на каждого участника. Разумеется, шашки каждого участника должны быть соответствующего цвета. Игровое поле показано ниже.

 

      Каждый игрок имеет «двор», «стартовое поле», «коридорчик» и «дом» (на рисунке они показаны для «красного»).

     Жребием определяют, кто будет первым ходить – участники по очереди бросают одну кость, и тот, у кого выпало больше, ходит первым. В начале игры каждый участник располагает свои четыре шашки в своем «дворе».

     Ход заключается в броске двух костей. Игрок выставляет шашку на «стартовое» поле, если у него выпадает пять очков, причем пять очков может выпасть как на одной кости, так и в сумме на двух костях. К примеру, если у участника выпало 5-3, то участник может выставить одну свою шашку из «двора» на стартовое поле (ход «пятеркой») и затем пойти выставленной шашкой на три поля вперед – правилами разрешается выставить шашку со «двора» и сразу же ходить ею. Игрок может также выставить одну свою шашку из «двора» на стартовое поле, если «пятерка» образовалась как сумма очков на двух костях (1+4 или 2+3), но в этом случае игрок может только выставить шашку, а ходить уже нет (для выставления использованы обе кости). При выпадении на обеих костях 5 игрок может выставить на стартовое поле сразу две шашки, а может одну выставить, а другой пятеркой сходить этой же шашкой или другой, уже имеющейся на поле. То есть, при выпадении «пятерки» игрок не обязан выставить шашку со «двора»; если он посчитает нужным, то вместо выставления может сделать ход шашкой, уже имеющейся на игровом поле.

       Шашки всех игроков всегда передвигаются только «вперед» – против часовой стрелки. Назад, то есть по часовой стрелке, шашки не ходят.

      Игрок может передвинуть одну свою шашку на количество полей соответственно значению одной из костей, а другой шашкой, если она есть на поле, на количество полей соответственно другой кости. Игрок может пойти не двумя шашками, а только одной: на количество полей, соответственно равным сумме двух костей. Например, если у игрока выпало 5 и 3, то он может сходить одной шашкой на 8 полей.

     Игрок во время хода может отказаться от использования одной кости, но воспользоваться хотя бы одной костью он обязан. Например, если у игрока выпало 5-1, то игрок может выставить одну шашку со «двора» (на стартовое поле), и далее передать ход следующему игроку, то есть костью со значением 1 он не пользуется. Если же игрок никак не может ходить (например, все четыре шашки у него во «дворе», а выпало 4-3), то в этом случае шашки остаются на своих местах, то есть фактически ход пропускается.

      Во время хода шашкам разрешается перепрыгивать как через свои одиночные, так и через одиночные шашки соперников. Через сдвоенные шашки, то есть барьеры, перепрыгивать нельзя (об этом будет сказано чуть ниже).

      Независимо от того, сходил ли игрок одной шашкой, двумя или ни одной, если у него выпал дубль (две кости одного значения), он получает право на дополнительный внеочередной ход. Бывает так, что игроку везет – у него второй раз подряд выпал дубль, и в этом случае он еще раз делает внеочередной ход.

     При выпадении дублей есть одна опасность. Эта опасность заключается в том, что после выпадения третьего дубля подряд игрок не делает ни одного хода (не ходит шашками и не выводит шашки во «двор»), а вместо этого одну – и только одну – свою шашку, ближе всех приблизившуюся к своему «дому», снимает с поля и кладет во «двор». Если ближайшей к «дому» оказывается барьер, то одна шашка этого барьера снимается с доски и возвращается во «двор». Ход после третьего дубля подряд всегда переходит к следующему игроку. Таким образом, можно радоваться выпадению дубля и тем более двух дублей подряд, но стоит опасаться выпадению третьего дубля подряд.

      После окончания хода, если игрок не должен делать внеочередной ход, ход переходит к следующему по часовой стрелке сопернику. Обратим внимание, что если шашки ходят против часовой стрелки, то ход передается по часовой стрелке.

      На одном поле может находиться более двух шашек одного игрока. Если на одном поле находятся две и более шашек, то эти две шашки образуют так называемый барьер. Барьер нельзя перепрыгнуть обычным ходом. Двойной барьер (барьер из двух шашек) можно перепрыгнуть только дублем, но при условии, что поле, на которое становится перепрыгивающая шашка, свободно или же на нем стоит всего одна шашка соперников (которая съедается). Так как дублем 1-1 перепрыгнуть барьер теоретически нельзя, то для перепрыгивания барьера остается пять вариантов: 2-2, 3-3, 4-4, 5-5, 6-6.

     Тройной и четверной барьеры (барьеры из трех или четырех шашек) перепрыгнуть нельзя не при каких обстоятельствах. Правило перепрыгивания барьеров относится не только к шашкам соперников, но и к самому игроку. То есть игрок, к примеру, свой же двойной барьер может перепрыгнуть только дублем, а тройной барьер не может перепрыгнуть даже дублем.

      Особое правило для барьеров – нельзя при выпадении дубля передвинуть обе шашки барьера на новое место – в этом случае разрешается передвинуть одну шашку барьера, а другую кость использовать для хода другой шашкой, либо пропустить.

      В игре можно съедать шашки соперников: если шашка ставится на поле, занятой одиночной шашкой соперника, то шашка соперника снимается с игрового поля и возвращается к себе во «двор». Съеденную шашку соперник заново вводит в игру по обычным правилам (не обязательно сразу следующим ходом). В игре, как правило, съедают часто, поэтому шашки могут по несколько раз возвращаться к себе во «двор». Нельзя съедать шашку соперника в двух случаях:

- если шашка находится на «безопасном» поле;

- если шашка образует с другой шашкой барьер.

      «Безопасные» поля на рисунке выделены черным цветом – всего таких полей восемь. Кроме того, «безопасными» полями являются и «стартовые» поля. Всего таким образом, «безопасных» полей двенадцать, но у стартовых полей есть один важный момент. Если ваша шашка встала на чужое стартовое поле, то ее никто не может съесть, кроме того игрока, на чье стартовое поле вы стали. Но если на стартовом поле находятся две ваши шашки (барьер), то эти две шашки никто не может съесть, а игрок, на стартовом поле которого находится барьер, не может выставить свои шашки со «двора» до тех пор, пока этот барьер не исчезнет.

     Если это правило применить лично к вам, то оно будет выглядеть следующим образом: ваше стартовое поле является безопасным для игроков по отношению ко всем шашкам, кроме ваших; если же на вашем стартовом поле находится не одиночная шашка соперника, а барьер, то вы не можете выставить шашку на свое стартовое поле; чтобы выставить шашку со «двора», вам придется дождаться, когда соперник разрушит барьер, то есть уведет одну свою шашку с вашего стартового поля.

       За съеденную шашку соперника игрок получает бонус – он может любую свою шашку, которая вышла из «двора» и еще не зашла «домой», передвинуть ровно на 20 клеток вперед (не больше и не меньше). От бонуса можно отказаться. Если игрок не использовал бонус во время текущего хода (не захотел или не смог), то этот бонус теряется, и во время следующего хода им нельзя будет воспользоваться (независимо от того, делает ли при этом он обычный ход по очереди или внеочередной после выпадения дубля). Заметим, что игрок во время одного хода может получать несколько бонусов подряд. Например, игрок ходит в соответствии с первой костью, съедает шашку соперника и получает бонус в 20 ходов. Теперь игрок может сначала ходить в 20 ходов, а затем ходить в соответствии со второй костью, а может наоборот сначала ходить второй костью, а затем использовать бонус, то есть правилами разрешается самому выбрать, как лучше воспользоваться бонусом. Если игрок при ходе первой костью съедает одну шашку, при ходе второй костью съедает вторую шашку, то он получает уже два бонуса по 20 ходов. Вполне возможно, что при использовании бонуса он съест еще одну шашку, и за это получает еще один бонус. И так далее. Таким образом, за счет бонусов игрок может сделать за один ход три и более ходов, поэтому возможны случаи, когда за один ход игрок съедает два, три и даже более шашек соперников.

      За каждую заведенную шашку в «дом» игрок получает бонус в 10 ходов. Этот бонус ничем не отличается от бонуса в 20 ходов за исключением лишь количества ходов. Опять же, если игрок не использовал этот бонус во время текущего хода, то следующим ходом бонус теряется.

      Чтобы завести шашку в «дом», игрок должен выбросить строго необходимое количество очков. Например, если до «дома» осталась 2 поля, а на костях выпало 4-5, то игрок не может завести шашку в «дом» – надо дождаться выпадения 2.

      У каждого игрока есть свой «коридорчик» – это последние семь полей перед «домом», которые для самого игрока ничем не отличаются от обычных, но их особенность в том, что нельзя заходить в чужой коридорчик. В коридорчике шашки могут перепрыгивать и делать барьеры – всё как в обычной игре.

      Цель игры – завести все свои шашки в «дом». Игрок, первым сделавший это, выигрывает. Игра после этого прекращается, и начинается новая. В некоторых компаниях после победы одного игрока продолжают играть до тех пор, пока все игроки не заведут свои шашки «домой». Но как убедился автор, данный вариант утомителен, так как игра чересчур затягивается, во-первых, и, во-вторых, игроки, которые завели свои шашки «домой», в игре не участвуют и поэтому скучают. Вот и все правила.

 

      1. Автор в компании своих друзей применяет следующий вариант игры: тот, кто первым завел свои шашки «домой», ничего не делает, а все остальные участники отжимаются (или приседают) следующее число раз: 5 отжиманий за каждую незаведенную шашку «домой» и 10 отжиманий за каждое «соседство». Одно «соседство» считается, если игрок сидит справа от победителя, 2 – если напротив победителя и 3 – если слева. Таким образом, теперь каждый играет не только сам за себя, но и как бы отвечает за своего «левого» соседа – это придает игре дополнительный азарт. Например, игрок успел завести только одну шашку «домой» и сидит справа от победителя. В этом случае он отжимается 5х3+10х3=45 раз.

     2. В «Пачизи» можно замечательно сыграть парами, при этом игра становится еще сложнее и азартнее. Отличия совсем небольшие. Во-первых, партнеры одной пары сидят напротив друг друга. Во-вторых, нельзя есть шашки партнера, но образовать барьер с шашкой партнера можно. Игрок, который самый первый завел все свои четыре шашки «домой», обеспечивает своей паре победу.

      В качестве экстравагантного варианта можно добавить следующее правило: если двойной барьер состоит из шашек одного игрока, то через такой двойной барьер никто не может перепрыгнуть, но если двойной барьер состоит из шашек партнеров одной пары (смешанный барьер), то такой двойной барьер игроки этой пары могут перепрыгивать без всяких дублей, а их соперники нет. При таком правиле в игре становится очень выгодно создавать именно смешанные барьеры, и это является еще одним приемом достижения победы.

    3. Стоит заметить, что в классических правилах (найденные в интернете) барьеры нельзя перепрыгивать вовсе, во-первых, и, во-вторых, барьеры могут быть только двойными, то есть не разрешается на одном поле ставить три или четыре шашки. Автор на собственной практике убедился, что такие запреты приводят не только неоправданному затягиванию игры, но и к увеличению случая в игре, поэтому он от них отказался.

       4. Игру можно найти и скачать в интернете (в том числе на сайте автора).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Собственные примечания в вордовском файле.

22 января 2009 года. В обед смотрел, как играют в «Пачизи» Надя Андреева, Володя Потапов и Сергей Алендеев. Смотря на них и сформулировал новые правила.

Вставлено 6 февраля 2009 г. Игра Пачизи получила большую популярность на Электросиле. На сегодня для себя определи стратегическую цель – книге о Второй мировой войне попытаться издать в следующем году, непрерывно занимаясь ее доработкой, а в этом году все силы для издания приложить к книге по домино. Именно домино планирую издать самым первым, и это хронологически будет справедливо.