24.02.2016
В 90-е годы очень увлекался программированием на калькуляторах серии БЗ-34. Увлекался в первую очередь играми. Удивительно, но оказалось что программирование на калькуляторах, у которых очень ограниченный объем памяти и отсутствует графический дисплей, даже более увлекателен, чем на персональных компьютерах. Сегодняшнее поколение это посчитает скорее чудачеством, чем серьезным увлечением, но поколению 90-х годов это есть факт. К сожалению, большинству молодежи увлечение программированием на этих калькуляторах, судя по всему, уже не понять. Если подытожить, то можно сказать так:
Те, кому посчастливалось программировать на этих калькуляторах, полюбили их на всю жизнь и не забудут уже никогда. Те же, кому не посчастливалось, уже не полюбят их (за редким исключением).
К концу 90-х годов программирование пошло на явный спад, а после того, как у меня сломались все три калькулятора (БЗ-34, МК-56, МК-52), я их тоже отложил в сторону. Однако, появление для смартфонов эмулятора этих калькуляторов (разработчик: Станислав Боруцкий, stanislavb@gmail.com; эмуляция реализована на основе проекта emu145 Феликса Лазарева http://code.google.com/p/emu145; подробная история о проекте - http://zx-pk.ru/threads/15073-emulyator-(ne-simulyator)-mikrokalkulyatorov-rasshiryayushchegosya-ryada-b3-34-mk61.html), которые эмулируют калькуляторы один к одному (даже не прописанные команды, такие как появление "ЗГГОГ"), а также производство более совершенных калькуляторов МК-152, МК-161, дало второе дыхание. Есть чему радоваться!
У меня в двух толстых 96-страничных тетрадях скопилось свои несколько очень интересных программ, и постепенно я буду их выкладывать на этой страничке. Считаю, программы очень увлекательны, а потому надеюсь, игры понравятся всем. Так, в феврале 2016 года я и моя старшая дочь (12 лет) сыграли не одну партию в "Кауфстен", и оба получили нескрываемое удовольствие. В это же время младшая дочь (7 лет, ходит в первый класс) играла в "Арифметику", которая оказалась ей как нельзя кстати для устного счета. Так что можно сказать, обе программы с успехом прошли тестовые испытания.
Хотелось бы заметить, что сейчас есть несколько сайтов, на которых можно найти множество самых интересных и разнообразных программ для этих калькуляторов. Например, следующие.
1. Сайт Кузниченко Е.В.:
2. Сайт Сергея Тарасова:
3. Сайт, на котором можно скачать эмуляторы для ПМК и номера журналов "Техника молодежи" и "Наука и жизнь".
http://www.emulator3000.org/rus-c3.htm
04.03.2016
Сегодня ввел игру "Бой с танком" (моя "ласточка", любимица среди всех игр, так как являлась самой первой разработанной программой). Я вот задумался в очередной раз: почему микрокалькулятор так увлекателен, даже сейчас? Не только потому, что на нем весьма просто программировать. Ответы у меня следующие:
1. Процесс игры на калькуляторе, на котором показываются только цифры, очень хорошо развивает воображение. Согласимся, это очень полезно каждому, особенно детям. Человек, который, к примеру, сажает космический корабль на Луну, так или иначе в своей голове представляет себя космонавтом, а если в "Кауфстен" не иначе, как королем. Получается, что даже очень хорошо, что на калькуляторе нет графического экрана!
2. Малый объем программ, как ни странно, тоже является большим плюсом - человек, чтобы уложиться в малый объем, вынужден не просто программировать, а искать все новые и новые способы по сокращению длины программы (а, значит, и время работы самой программы), и порою эти способы поражают своими нестандартными подходами! Вот эта особенность в калькуляторах, пожалуй, является даже самой интересной с точки зрения программирования. С другой стороны - малый объем программы является лучшей гарантией того, что игра не будет долгой и утомительной.
...У средневековых алхимиков была пословица: "Лишь при ограниченности ресурсов раскрывается настоящий талант". Эта пословица как нельзя лучше всех подходит к разработчикам игр на ПМК!
09.03.2016
Эмулятор под Андроид имеет два очень важных достоинства перед самим ПМК:
- возможность не только работы в реальном времени ПМК (весьма медленным, кстати), но и в «мгновенном». Я для интереса проверил разницу по времени (организовал простой цикл через FL0), и, как оказалось, «мгновенная» скорость превышает скорость ПМК примерно в 14-15 раз. Это даже не хорошо, а просто замечательно. Ведь эта «мгновенная» работа позволяет резко сократить как время самой игры, так и откладку программ, что очень удобно (так, отладка «Кауфстен» у меня занимала порою несколько часов, и это являлось когда-то главной проблемой по усовершенствованию этой программы).
- возможность сохранить до 100 программ, но при этом в отличие от ПМК-52 сохраняются не только память программ (шаги), но и память данных (регистры), положение переключателя Р-РГД-Г, вид ПМК (МК-54 или МК-61) и даже начальный шаг старта программы.
Можно сделать даже печальный вывод, что после работы на эмуляторе интерес работы на самом ПМК уже пропал - слишком много на ПМК тратится времени как на загрузку программ, так и на саму игру.
14.03.2016
Выложил первую из трех своих игр, предназначенной для одновременной игры двух участников - "Танковая баталия". Насколько я знаю, игр для двух участников на одном ПМК, разработано ранее не было (были игры для двух участников, но для одновременной игры на двух ПМК, как например, "Морской бой"). Если хватит сил и времени, то позднее выложу другие игры для двух участников на одном ПМК: "Ледовое побоище" и "Ночную схватку".
26.02.2018
Выложил все номера журналов "Техника молодежи", в которых приведены программы для ПМК. Когда-то я так зачитывался этими номерами, как будто погружаясь в отдельную жизнь. Программы часто переписывал, так как не все номера мог покупать. Такие игры как "Лунолет", "Лунолет-Д", "Мустанг", "Охота на скалеода", "Кооперативное кафе" (которое стало толчком к созданию собственной игры "Кауфстен"), "На горизонте кит" (стало толчком к созданию собственной игры "Ночная схватка") и многие другие навсегда запечатлились в памяти. Даже сейчас, спустя 35 лет, я с удовольствием периодически перечитываю эти номера...
Пользуясь случаем, выражаю благодарность Александру Орлову, Алексею Олейникову и Алексею Разину за сканирование этих журналов.
23-26.04.2018
Вне всякого сомнения, одна из самых выдающихся игр на ПМК является "Чёт-нечёт", смысл которой заключен в том, что человек набирает одну из двух цифр "1" или "0", а ПМК пытается угадать его значение на основе анализа его прошлых ходов. Игра не для слабонервных. Главное достоинство игры - простота правил, так что играть в нее могут и млад (от 3-х лет) и стар (до 99-и лет)!
До последнего времени существовали две совершенно разные по своему алгоритму программы: одна была приведена в книге Финка Л.М. «Папа, мама, я и микрокалькулятор» от 1988 года, а вторая в книге «Пять вечером с микрокалькулятором» авторов Данилова И.Д., Славина Г.В. от 1988 года. Условно первую программу я назвал «Чет-нечет-1», а вторую «Чет-нечет-2».
Описание обеих программ можно скачать. Интрефейс программ слегка подкорректировал и сделал, что важно, одинаковым. Так как обе программы страдали своими алгоритмами (при небольшой сноровке человек мог научиться выигрывать и у той и у другой), то на основе их разработал собственную программу «Чет-нечет-3», которая играет чрезвычайно сложно, так как в нее включен как алгоритм первой программы, так и генератор случайных чисел у второй, так что перехитрить ПМК теперь не получится (если, конечно, не подсматривать заранее значение у самого ПМК), а потому на длинной дистанции (до счета "10" очков) программа, как правило, выигрывает у человека. Сам играл не один раз, и выиграть так и не смог!
Наконец, об еще одной приятной новости. В марте этого года программист Вадим Хохлов сотворил нечто выдающееся - доработал эмулятор ПМК54/61 Станислава Боруцкого (с его разрешения), устранив главный недостаток - программы в эмуляторе теперь можно записывать в виде отдельных файлов на внешнюю память данных и, тем самым, передавать другим людям, которым теперь уже не придется заново ее набивать. Пользуясь случаем, выражаю Вадиму огромное: "СПАСИБО!" Выкладываю его эмулятор тоже, благо она бесплатно, но все, кто желает как-то отблагодарить Вадима, может сделать без проблем.
В связи с появлением нового эмулятора принял решение чуть позже выложить все свои программы в виде отдельных файлов для скачивания в формате *.pmk, так что теперь всем поклонникам ПМК будет намного удобнее и комфортнее.
07.05.2018
Выложил все свои программы в формате "*.pmk". Так что теперь не надо самим вводить текст программы - достаточно скачать файл и ввести его в ПМК через меню "экспорт"!
Выкладываю также архив журнала "Наука и жизнь" с программами для ПМК. Правда, стоит признать, программы в этм журнале намного уступают журналу "Техника молодежи".
Заодно выкладываю программы Вадима Хохлова. Ниже страничка, на которой можно ознакомиться, как создавался эмулятор Вадима.
http://4pda.to/forum/index.php?showtopic=748847
А здесь выложены сами программы Вадима.
https://github.com/xvadim/pmk61-programms
Поделиться с друзьями: